Зима оставила на дорогах свои следы - ямы и выбоины. В
Германии к латанию дыр подключили граждан. В России такой номер не
пройдет - мешают законы. А "лишних" денег, как выяснили "Известия",
ремонтникам никто не дал.
Городок Нидерциммерн в
Тюрингии известен теперь всему миру. Мэр Кристоф Шмидт-Розе ужаснулся,
во что превратились улицы после суровой зимы. А поскольку денег на
ремонт у него нет, он выставил "на продажу"... выбоины. Человек может
"купить" любую дыру в асфальте за 50 евро. За эти деньги прореху
залатают. О затее раструбили СМИ. Теперь жители сотен городов ЕС требуют
от своих властей перенять опыт.
Правда, вблизи
инициатива оказалась не столь масштабной. Дырки во всем городе не
считали, рассказывает Шмидт-Розе, взяли только центральную улицу. Да и
особой активности нет, хотя доброхотам пообещали, что табличка с их
именем будет вмонтирована в асфальт. Мэр собирается сфотографировать
самые зияющие провалы и выставить фото в интернете, а собрать ему нужно
20 тысяч евро.
России перенимать опыт немцев
бесполезно, рассказали "Известиям" в Росавтодоре. По закону "О
госзакупках" нужно непременно заявиться на тендер. Физлица это делать не
могут. У товариществ собственников жилья (ТСЖ), вероятно, возможность
есть, только желающих не было, менталитет не тот, сетуют чиновники.
Причем вычислить цену одной ямы нереально, она тонет в разных сметах.
Мэр Нидерциммерна точно знает, во что ему обошлась
зима. В России таких подсчетов не ведут, судят на глаз. Причем рядят
по-разному. В Федеральном управлении автодорог "Центральная Россия"
радуются: стойкий снег законсервировал трассы, сейчас они явно лучше,
чем прошлой весной. А в ГБУ "Кольцевые магистрали" не согласны - МКАД и
Третье кольцо в столице замучил "эффект шампанского". Это когда
температура часто скачет через "ноль" и вода, проникая в поры,
расширяется, взрывая асфальт.
Смысла подсчитывать
ущерб нет. Денег все равно не прибавят. Минтранс иногда подкидывает
что-то "сверх", но мало и редко, поясняют в управлении дорог
"Центральная Россия". А так - спускают сумму на три года вперед. "Но
ведь предвидеть так далеко, какая погода будет, нельзя", - возмущаются
дорожники.
Сколько тратится на ремонты в России
вообще, не знает никто. У ФЦП "Модернизация транспортной системы" - две
версии, какой верить, неясно. Да и просто строки "ремонт" там не
находится.
Все данные - в регионах. Вот пример по
Волгоградской области: надо три миллиарда рублей в год, дают 700
миллионов. Пропорции в других областях примерно те же.
Ранее предполагалось, что с 2011 года ремонтники будут
получать столько денег, сколько стоят их услуги, а не меньше. Но с
кризисом цель отодвинулась, говорят в Росавтодоре. Как далеко,
непонятно.
КАК ВАМ ЭТО?
Руслан Гринберг, директор Института
экономики РАН:
- Для России такая схема выглядит слишком
красиво, чтобы стать правдой. Да и ремонтировать дороги на свои деньги
смогут разве что граждане с Рублевки. Не надо гнаться за экзотическим
опытом. Достаточно внедрить давно применяемые во всем мире методы вроде
четкого контроля за расходованием денег и добиваться от исполнителей
гарантии качества.
Алексей Голубович,
председатель совета директоров инвесткомпании "Арбат Капитал":
- У нас это вряд ли сработает. Во-первых, люди почти не
дружат с соседями. Во-вторых, для большинства людей 50 евро - это
большие деньги. В-третьих, у нас нет традиции благотворительности и
государство созданию такой традиции не способствует совершенно.